В 1977 году поступило предложение заключить договор на разработку автомобиля «Ягуар» (тогда оно было секретным). Под этим шифром значился плавающий автомобиль на базе
Плавающий автомобиль назвали «Ягуар», в честь единственного животного из семейства кошачьих, которое не боится воды и достаточно хорошо плавает.
Из архивных данных: «Завод подписал договор. Мы никогда не делали таких автомобилей, но это было ново и интересно, а сил у нас было достаточно.
Только в начале разработок я спросил у представителей заказчика: «Вы хотите иметь катер, который может ездить по суше или автомобиль, который может плавать?». Ответ последовал незамедлительно: «Автомобиль».
Так началась разработка «Ягуара». В первую очередь разработали отбор мощности на два входных винта, их установку и сами винты. Они располагались перед задним мостом. Построили макет способный плавать (в габаритах предполагаемого автомобиля) — нужно было проверить компоновочные решения и определить развесовку, чтобы автомобиль на плаву не имел дифферента на перед. Запустили его сначала в бассейн танкового училища, а затем в Волгу. Все получилось удачно, хотя проблем впереди еще было много. В этих трудах
Были разработаны все узлы и системы для водоходности. Система водоотлива, лебедка для самовытаскивания, отборы мощности. Серьезной проблемой был кузов. Он имел две двери с уплотнением, не пропускавшим воду, днище для плавания, пол для выполнения жизни и работы на земле. Но самая каверзная задача состояла в обеспечении охлаждения двигателя и всех агрегатов трансмиссии, нагревающихся при длительной работе в замкнутом пространстве. Было много экспериментов и идей. Все они проверялись на образцах и на плаву, и на дорогах. Хорошую службу сослужили
При испытаниях «Ягуар» показал лучшую маневренность, чем у специальных водоходных судов, сохранил способность движения до 8 км/час, а на суше развивал скорость до 100 км/час. А при испытаниях ударом ядерной взрывной волны на спец. полигоне, сохранил способность к выполнению боевой задачи.
В 1981 году были построены образцы для приемочных испытаний, а в следующем году сданы заказчику. В 1983 году конструкторская документация выдана в подготовку производства. «Ягуар» был принят на вооружение Советской Армии. Началось строительство производственного корпуса, но грянула перестройка и «Ягуар» поставили в музей.
В заключении хочу сказать, что разработка «Ягуара» была творческим порывом конструкторов, экспериментаторов и испытателей. Они показали, что могут создать автомобиль, какого не было ни в одной армии мира».